Рекомендации родителям по развитию речи детей

Довольно часто родители отдают ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, для мамы так важно играть вместе! Для малыша игра с мамой – самый радостный и комфортный способ познать мир.

Первый и главный вопрос – чему учить? Без потерь передать ребенку важнейшие знания о мире удастся, только разложив их по полочкам. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни.

Прежде всего, займитесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения допустимы тематические уроки – «одежда», «посуда», «мебель» и т.д. , а также учебные игры – «Мишка одевается», «Я мою посуду» и т.д. эти простые примеры приведут к сути: малыш начинает свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов. Быстро будет расширяться словарный запас.

Один из основных разделов домашнего обучения – развитие речи. Дети болтают без умолку, еще когда им это по возрасту не положено, к всеобщему удивлению окружающих. Совсем другую реакцию, однако, вызывает старший ребенок, говорящий, к примеру, о жевательной резинке: «Пожеваю и покладу на стол».
Чтобы подобного не случилось, объясните малышу, как правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания и предложения. Не забудьте и о частях речи. Кстати, ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить этот пробел помогут описания («Какая собачка?», «Какой автобус?»). Ваша цель – «приохотить» ученика говорить много и правильно.
Прогулки на даче и в огороде тоже можно использовать для игр и беседс ребенком. В лесу или в парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, пней, веток. Найдите на поляне три цветка (травинки, шишки). Попробуйте описать один из них, а ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом поменяйтесь ролями.
Попросите ребенка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами – пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно – величавое, другое – веселое, третье – грустное.
Предложите ребенку найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камешка). Если он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребенок убедится в том, что, как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие.
Можно сыграть с ребенком в игру «Что, на что похоже и почему?». Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похожи пень, ветка?». Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка. Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок.

Следующий вид упражнений – скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что важно говорить, не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих.

Предложите ребенку произнести одну и ту же фразу с разными интонациями.
Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности.

Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, сказки, загадки, рассказы. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг, газет.
Почаще играйте с ребенком в игры. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите – а он пускай выберет сам.
Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой.
Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк.
Маленькие дети могут и хотят учиться – это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует наивность и мудрость, талант и невежество. Детей необходимо обучать дома потому, что знания, полученные с первых лет жизни, никогда не исчезнут из памяти.

    Уважаемые родители! Умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться с вопроса­ми к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное, пережитое? Как развита у вашего ребенка фантазия? Составляет ли он сам рассказы, сказки? Все эти речевые навыки будут ему не­обходимы в школе.

    Устная речь человека существует в двух формах: диалогиче­ской и монологической.

    Для диалога характерны короткие неполные предложения, реплики; их полному пониманию помогают мимика, жесты, интонация.

    В устной разговорной речи собеседники выступают как рассказчики и слушатели.

    Взрослый. Какое сейчас время года?

    Ребенок. Весна.

    Взрослый. Какие птицы прилетают к нам весной?

    Ребенок. Весной из теплых стран прилетают грачи, сквор­цы, ласточки.

    С детства ребенку необходимо общаться с людьми, делить­ся своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребенком имеет особенное значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.

    Взрослые в разговоре с ребенком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про его досуг и друзей. Дети по­степенно привыкают к таким разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в са­дике; у них не будет секретов от родителей. Ребенок очень чуткий и ранимый: насмешка, обидное слово — и он замыка­ется в себе, ни с кем не делится своими радостями и огорчени­ями или же предпочитает иногда говорить с отдельными чле­нами семьи (мамой, бабушкой).

    Некоторые родители не разговаривают с ребенком на темы этикета и правил поведения, так как считают, что он еще мал и ничего не понимает. Напротив, ребенок улавли­вает и анализирует каждое слово! Дети, с которыми не об­щаются, молча играющие в куклы, машинки и другие иг­рушки, развиваются медленнее и становятся молчаливыми, замкнутыми.

    Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду и обувь и т.д. Тема­тика бесед для детей 5—6 лет значительно расширяется: кос­мос, армия, транспорт, книжки и сказки.

    Беседы должны проходить в непринужденной форме. Ре­бенок должен чувствовать, что взрослому интересно его слу­шать. Причем, рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребенок будет сам просить вас послушать про его дела.

    Развитию диалогической речи способствует игра «Теле­фон». Можно использовать игрушечный телефон или вооб­ражаемый. Собеседником ребенка в этой игре выступает взрос­лый, который и предлагает тему диалога. Например, «Знаком­ство».

    Ребенок. Добрый день, Татьяна Алексеевна.

    Взрослый. Извините, с кем я разговариваю?

    Ребенок. С вами разговаривает Оля.

    Взрослый. Оля, мама дома?

    Ребенок. Нет, мама еще не пришла с работы.

    Диалогической речью дети овладевают примерно в 5 лет. На 6-м году жизни ее уже недостаточно, и ребенок сам стара­ется рассказывать сказки, передать содержание просмотрен­ных фильмов, т.е. пользуется монологической речью.

    Монолог — речь одного человека, последовательное изло­жение мыслей, описание действий, связность рассказа.

    Большинство детей на конец дошкольного возраста овладе­вают связной речью, умеют последовательно описать увиден­ное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у не­которых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В ней преобладают слова-заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыс­лей. До школы ребенок должен научиться описывать знако­мый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь срав­нивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по кар­тинке, по серии картинок, рассказывать увиденное, пережитое (как отдыхал, что видел в цирке, в лесу...), придумывать сказки на заданную тему.

    Для описания нужно подобрать известные ребенку пред­меты, игрушки, картинки: мишутка, кукла, машинка, тарелка. Например: «Это кукла. Она пластмассовая. Куклу звать Аленкой. У Алены голубые глаза, белые волосы, красные щечки. Она улыбается. На ней платье красного цвета в белую полос­ку. На ногах белые носочки и коричневые туфли. На голове белый бант. С куклой дети играют, кладут ее спать, кормят, одевают».

    Потом берется другой предмет. Взрослый напоминает, в какой последовательности следует рассказывать, спрашивая: «Как называется предмет?», «Из чего сделан?», «Для чего ну­жен?»

    Примеры вопросов по темам отражены в ваших тетрадях домашних заданий.

    После 6 лет необходимо научить ребенка сравнивать и сопо­ставлять два, а потом и три предмета или картинки во время их описания. Можно предложить такие группы предметов и картинок: огурец, помидор, морковь; кошка, собака и др. При этом рекомендуется помогать ребенку вопросами.

    Ребенок старшего дошкольного возраста должен самосто­ятельно составлять загадки-описания о предметах. При этом инициатива принадлежит родителям. Вы предлагаете ребен­ку отгадать, какой предмет задумали, а затем просите его сде­лать то же: «Он деревянный, стоит посредине комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За ним обедают, пьют чай. Что это такое?» А теперь ты задумай любой предмет и все про него расскажи, а я буду отгадывать.

    Можно предложить игру «Веселые путешественники». Ре­бенок представляет, что он летит на самолете, едет на поезде, плывет на теплоходе, идет пешком по стране: описывает вооб­ражаемые города, леса, горы, колхозные поля. Родители долж­ны отгадывать место «путешествия».

    Как научить ребенка связному, последовательному расска­зу по картинкам? Если в семье нет сюжетных картинок, по­могут иллюстрации из художественных книг с рассказами и сказками. После приобретения новой книжки нужно снача­ла рассмотреть картинки. При просмотре спрашивать ребен­ка о том, что он видит. После просмотра следует составить рассказ по картинке.

    Детям 6—7-летнего возраста необходимо предложить са­мостоятельно придумывать названия к иллюстрациям, а так­же составлять рассказы о том, что было до этого с героями, изображенными на картинке, и что будет потом (особенно про одного из героев или предмет) или рассказать от своего  лица.

    Еще до школы рекомендуется научить ребенка составлять рассказы, сказки. Самый легкий вид такого творчества — составление рассказов по трем-четырем опорным словам. На­пример, со словами «зима», «дети», «зимние развлечения». «На­стала зима. Выпал пушистый снег. Дети тепло оделись и вышли на улицу. Мальчики катаются на коньках и на лыжах, девочки — на санках с высокой горы. Вот вышли Аленка и Дима, в руках у них лопатки. Они лепят снежную бабу. Весе­лые зимние развлечения у детей».

    Можно предложить составить рассказ, начатый родителем, например: «Мальчик был в лесу, пас стадо коров. Вдруг он услышал, что где-то близко заревел медведь...»

    Любимым жанром детей являются сказки, содержание которых они с большим удовольствием пересказывают, по-своему перестраивая начало и конец. Начало сказки може­те придумать вы, например: «В густом лесу жила зайчиха с маленьким зайчонком, который был непослушным. Ему хо­телось все сразу узнать. Как-то вышел он погулять, а зай­чиха и говорит: «Не ходи далеко, заблудишься». Не послу­шал зайчонок маму, увидел бабочку и побежал за ней в лес...»

     

    Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере родных, близких ему людей. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал правильную отчётливую речь, на примере которой формируется его собственная.

    Наличие у ребёнка выраженных нарушений в речи обычно сказывается на всём его психическом развитии. Общий ход психического развития ребёнка в этом случае, безусловно, замедлится, что неизбежно скажется на всём процессе его школьного обучения и дальнейшей жизни.

    Много неприятностей доставляют и так называемые вторичные психические наслоения, которые нередко возникают как реакция на речевой дефект. Появление такого рода психических наслоений является результатом многократно испытанных ребёнком неудач в ходе речевого общения, а также неправильной реакции окружающих на его речевой дефект (насмешки, передразнивания). Именно из-за вторичных психических наслоений иногда даже сравнительно небольшие дефекты речи, страдающие этими дефектами, воспринимают как самое настоящее несчастье, особенно это, усиливается с возрастом.

    Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети, если они страдают какими-то речевыми расстройствами, не таили на вас обид в течение всей их дальнейшей жизни. Сделайте всё от вас зависящее, чтобы привести речь ребёнка к норме – пусть ничто не мешает ему полноценно учиться, работать и жить.

    Материал подготовлен на основе следующей литературы:

    1. Бурлакова М.К. «Советы логопеда». М., 2001
    2. Шевцова Е.Е., Воробьёва Е.В. «Развитие речи детей дошкольного возраста», М., 1994
    3. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? – М., 2004.
    4. Давидович Л.С., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? – М., 2001.

     

    Статистика утверждает, что количество детей с различными речевыми проблемами в последние годы значительно увеличилось. Только в процессе общения с окружающими людьми формируется речь ребенка.

    Главную роль играет, конечно, общение с родителями. И если перед логопедом стоит задача исправить дефекты речи, возникшие при неправильном речевом развитии, то задача родителей — обеспечить нормальное развитие устной речи своего малыша: развитие связной речи, грамматического строя речи, правильного звукопроизношения. Уважаемые родители, вы начали заниматься со специалистом или решили самостоятельно проводить домашние занятия по развитию речи.

     Как известно, что в процесс успешного обучения входит следующая цепочка: «Специалист — Ребёнок — Родитель». Специалист — логопед обычно дает домашнее задание, или вы подбираете материал к домашним занятиям с ребенком самостоятельно. 

    Основные правила, которые нужно учитывать родителям,

     когда они занимаются дома с ребенком:

    1. Пособия и литература для домашних речевых занятий должны соответствовать возрасту ребенка, с небольшим плюсом – минусом. То есть с трёхлетним ребёнком вы можете заниматься по методикам от двух до четырёх лет.
    2. Занятия должны, по возможности, проходить в одно и тоже время. И тут надо постараться «взять себя в руки», никакие отговорки от взрослого не принимаются. Например: «Мне надо было в парикмахерскую». Дети это чувствуют, и если время будет, периодически переносится, то учебный настрой у ребёнка пройдёт. И в следующий раз ребёнка будет сложно уговорить заниматься.
    3. Занятия лучше проводить в одном и том же месте, например, за детским столом. Если, конечно, другого не требует направленность занятия-например, задания с водой лучше проводить на кухне или ванной.

    Длительность домашнего речевого занятия.

    Занятие с ребёнком раннего и дошкольного возраста длится до 30 минут. Со школьником можно заниматься от 30 до 45. Начинаем от 5-10 минут, обязательно с частой сменой деятельности.

    Например, позанимались с фигурами, затем физические упражнения, затем порисовали. Следует помнить, что ведущий вид деятельности у ребёнка дошкольного возраста – игра. Поэтому все задания должны обыгрываться.

    Структура домашнего речевого занятия

    1. Организационный момент. Ребёнку и Вам надо настроится на занятие. Например, можно сказать: «А теперь мы с тобой пойдём в гости к звуку С» и так далее.
    2. Артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика — это гимнастика для языка и других частей артикуляционного аппарата. Рекомендуем выполнять каждое упражнение от 5 до 10 раз.
    3. Пальчиковая гимнастика. Активные движения пальчиками, которые выполняет сам ребёнок по показу взрослого. Пассивная пальчиковая гимнастика – выполняет взрослый руками ребёнка. Самомассаж — делается как руками ребёнка и взрослого, так и с помощью различных приспособлений. Например, массажируем ладошки и пальчики прокатыванием грецких орехов.
    4. Дыхательная гимнастика. У детей очень часто встречается неправильное речевое дыхание. Это значит, что ребёнок не соблюдает необходимой последовательности: проглатываем слюни – вдох — на выдохе произносим слова. Существует много игр и приёмов, методик, чтобы добиться правильного дыхания. Например, игры с водой – «Буря», когда дуем через трубочку в ёмкость с водой, сильно или слабо, но долго. Взрослый координирует задания и следит за правильностью их выполнения.
    5. Многократное произнесение звука (отдельное произнесение твёрдых и мягких). Например «с — с-с», «сь — сь — сь» и другие звуки. Упражнение «Заморозим пальчики» — подносим ко рту руки и пытаемся их «заморозить», при правильном произнесении звуков «С» и «СЬ» воздух должен быть холодный.
    6. Многократное проговаривание слогов. Например: са-са-са ас-ас-ас аса-аса-аса Так же с другими гласными. Затем меняем слоги местами. ас-ос-ус-ис са-со-су Позднее можно проговаривать со сменой слов: сок-сом-сам сом-сам-сок
    7. Проговаривание слов со звуком в начале, конце, середине слова. С утрированием, на данном звуке: сссом сссани носсс Звуки Ч, Ц – начинают со слов, где звук стоит в конце.
    8. Составление, проговаривание словосочетаний с заданным звуком. Сели в сани. Санин сок.
    9. Составление предложений с заданными словами. Соня, сани, села, в. Соня села в сани.
    10. Проговаривание чистоговорок и скороговорок с заданным звуком. Пример: «Сколько ножек и сколько сапожек у сорока сороконожек?»
    11. Счёт от 1 до 10, туда и обратно с добавлением слов, словосочетаний. Один сок. Два сока. Пять соков.
    12. Распространённое предложение. Добавлять в предложение по слову. Пример: Соня. Соня села. Соня села в сани. и так далее.
    13. Пересказ. 1
    14. Дифференциация (отличие) звука от других. Например: «С» от других звуков – отдельно: с-з-с, в слогах: са-за-са, словах: коса-коза-коса и так далее. Данный вид заданий добавляется позже, когда ребёнок уже хорошо произносит звук.

     

    Еще совсем недавно такая техника как компьютер была роскошью, а уже сегодня она есть почти в каждом доме. И пользуются компьютером не только взрослые, но и дети. Конечно, польза компьютера неоспорима: интерактивные доски, программы для творчества и обучения, а также интернет, увеличивают образовательные возможности ребенка и уровень его познания.

    Но влияние компьютера на ребенка может быть и отрицательным. Вот об этом мы поговорим более подробно.

    • Длительное сидение за компьютером приводит в напряжение тело и детскую психику.
    • Работа за компьютером приводит к ухудшению зрению и гиподинамии.
    • Вредное влияние компьютера на ребенка проявляется и в электромагнитном облучении организма. Большие дозы, которые могут накапливаться в течение нескольких лет, в конечном результате может вызвать серьезные последствия.

    Рассмотрим самые распространенные негативные последствия такого влияния компьютера на ребенка.

     

    Утомляемость. Когда ребенок несколько часов подряд сидит за компьютером, он очень быстро переутомляется. Причиной тому является нервно-эмоциональное напряжение, требующее от ребенка постоянной концентрации внимании и быстрого реагирования на то или иное действие. Американские ученые пришли к выводу, что уже на 14-й минуте работы за компьютером ребенок становится беспокойным и рассеянным, а спустя 20 минут влияние компьютера на ребенка проявляется в подавлении деятельности центральной нервной системы.

    Компьютерная зависимость. Детские психиатры уже давно бьют тревогу, ведь компьютерные игры приводят к постоянному возбуждению участков мозга, отвечающих за удовольствие. В итоге ребенку хочется получать удовлетворение как можно дольше, а это уже настоящая зависимость, сравнить которую можно даже с наркотиками. Дети, играющие в компьютерные игры, более агрессивны и неспособны контролировать свои эмоции.

     Нарушение детского кругозора. Наша жизнь постоянно подбрасывает различные ситуации, выход из которых может быть самым разным. Мы думаем и подбираем то, что посчитаем нужным. В играх все наоборот. Их сюжет чаще всего линейный, подразумевающий использование только одного, в крайнем случае, двух-трех способов. В итоге детский кругозор существенно сужается, фантазировать и воображать что-либо вообще нет смысла. Такое влияние компьютера на ребенка приводит к серьезному нарушению психики. Ребенок, постоянно щелкая кнопки мыши, не может пережить те эмоции, которые можно испытать при игре с машинками, конструктором, кубиками и т.д.

    Очень сильно страдает мелкая моторика рук, ведь щелканье мыши и кнопок клавиатуры не может этому поспособствовать.

    Воплощение игры в реальность. Компьютерные игры наносят большой вред детскому восприятию. Дело в том, что дети очень любят переносит в жизнь то, что видят по телевизору или в компьютере.

    То, что видит ребенок, будет преследовать всю его жизнь. Во избежание такого негативного влияния компьютера на ребенка советует родителям обращать внимание на то, во что играет их чадо.

    Неправильное восприятие мира Негативное влияние компьютера на ребенка проявляется в неправильном восприятии картины мира. Длительное время нахождения за компьютером приводит к тому, что ребенок начинает смотреть на все реальное как на нечто агрессивное и жестокое, а некоторые дети вообще перестают эту реальность замечать.

    Последствия негативного влияния компьютера на ребенка проявляется и в общении с другими людьми. Если раньше ребенок, который имел определенные трудности в общении с другими людьми, мог как-то изменить себя и предпринять какие-либо шаги для сближения, то сегодня ситуация совсем другая. Чтобы забыть обо всех своих проблемах, можно просто с головой уйти в компьютер, найти себе друзей в интернете и спокойно с ними общаться на условиях анонимности. Нет необходимости подстраиваться под окружающих людей, можно вести себя так, как хочется. Дети понимают, что их не узнают и не осудят строгим взором за нехорошее поведение.

    Влияние компьютера на ребенка лишает его настоящего детства.

    Ученые провели исследования, в результате которых доказано, что дети, которые проводят за компьютером очень много времени, не могут грамотно писать и разговаривать.  Современные технологии ведут к росту безграмотности среди школьников — дисграфии (человек не может грамотно писать) и дислексии (человек не может грамотно говорить и писать). И если ранее эти отклонения считались только психическими, то теперь они носят социальный характер.

    Уменьшение живого общения между детьми  продолжается, и как следствие неграмотность  растет!

    Данные подтверждаются статистикой. Дети 4-6 лет, которые большей частью находятся дома и проводят время перед телевизором, владеют навыками речи на очень низком уровне. Некоторые родители удивляются, почему так происходит, ведь ребенок получает обилие разнообразной информации. Специалисты называют причину отставания ребенка в развитии речи – отсутствие практики.